Принцип наглядности
– один из важнейших принципов обучения, введенным чешским педагогом Яном Амосом Коменским, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Сформулированное им «золотое правило» гласит: все видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию, т.е. требует включения в познание по возможности большего количества рецепторов.
Р.К. Миньяр-Белоручев определяет наглядность как дидактический принцип обучения, провозглашающий эффективность живого восприятия предметов и явлений окружающего нас мира в процессе его изучения.
Г.В. Рогова считает, что наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в ее понимании, усвоении и использовании.
Дистервег, отвечая на вопрос о том, как люди достигают знаний, отмечал: никаким другим путем, кроме как путем наглядности. Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения, и наглядность превращается в самоцель.
Ж.-Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. Но, как указывает В.И. Загвязинский, принцип наглядности далеко не исчерпывается «золотым правилом» дидактики. Он требует верного соотношения между конкретным и абстрактным и поэтому включает переход от чувственно-конкретного, в освоении которого широко используется естественная и изобразительная наглядность, к абстрактному, в освоении которого существенна роль условной, схематической и символической наглядности, а также противоположный переход от абстрактного к конкретному.
Необходимость принципа наглядности обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. С помощью зрительно-слуховых образцов (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, кино- и видеофильмы, компьютерные программы) учащиеся овладевают звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения, а также наглядность может выступать в качестве источника информации, знакомя учащихся со страной изучаемого языка.
Е.Н. Соловова тоже считает принцип наглядности базовым методическим принципом обучения любому предмету. Чем больше каналов приятия задействованы в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность прочного усвоения. Она также предлагает разделять всех учащихся по наиболее развитым каналам восприятия на «слухачей», «визуалов», «кинестетиков». Для каждого из них необходимы соответствующие опоры, оптимизирующие процесс восприятия и запоминания изучаемой информации. К сожалению, часто учитель при работе с учебным материалом дает лишь те опоры и подсказки, которые наиболее эффективны для той психологи ческой группы учащихся, к которой относится он сам.
Индивидуализация работы не исчерпывает все аргументы в защиту необходимости использования изобразительной наглядности на уроке иностранного языка. Помимо создания наглядного образа новых слов и понятий, закрепления их в памяти, использование видеоряда может:
• дать необходимую фоновую информацию социокультурного характера по изучаемой теме
• привнести в атмосферу чисто учебных ситуаций элемент другой реальности, отсутствующей в классе (картины других стран и городов, космических кораблей и подводных батискафов и т.д.);
• развивать умения интерпретации текста на уровне планов содержания и смысла (выделять основную тему, идею или проблему текста, в данном случае наглядного;
• создать аутентичную или проблемную ситуацию для общения (отгадать, что изображено с помощью вопросов; восстановить/ воссоздать изображение по описанию; составить рассказ с использованием одного или нескольких изображении и т.д.);
• обеспечить развитие языковой догадки, а также умений антиципации или предвосхищения содержания (по тематике изображения назвать возможные предметы или сцены, характерные для ситуации);
• дать содержательно-смысловую основу для общения (стимулировать диалог-распрос или монолог-описание; спровоцировать дискуссию или обмен мнениями / суждениями и т.д.);
• спровоцировать столкновение мнений, суждений (с помощью проблемно-ориентированных заданий);
• активизировать имеющиеся филологические знания, мотивировать учащихся к активному использованию ранее полученной информации в новых условиях общения (определение картины и имени художника; исторического периода и места изображения и т.д.).
Иными словами, одним из основных достоинств использования изобразительной наглядности при условии соблюдения учителем базовых принципов методической целесообразности в работе данными материалами можно считать мотивацию учебной деятельности и создание стимула к речевому общению.
Прочие статьи:
Понятие умственной отсталости
Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости: уровень интеллекта ни ...
Развивающая среда как педагогическое условие развития
мышления детей старшего дошкольного возраста
Безусловно, что развитие ребенка должно происходить в определённых условиях, в определенной среде. Важным педагогическим условием развития мышления детей является развивающая среда. Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно ...
Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неи ...