Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 19

Анализ ассоциаций школьников на слова "спорить" и "ссора" свидетельствует о том, что пятиклассники в роли участников как спора, так и ссоры видят детей и родителей, родных (мать-отец, жена-муж, брат-сестра), но чаще всего - друзей - товарищей, одноклассников. У восьмиклассников сюда добавляются также учителя и ученики. Таким образом, в этом отношении школьники обеих возрастных групп в целом не разделяют понятия спор и ссора. Примечательно, что в ассоциациях восьмиклассников сфера распространения этих, так или иначе связанных с вербальной агрессией, явлений, расширена отношениями учащихся и учителей

Итак, визуальное наблюдение за речевым поведением учащихся, данные опроса и методики РНЖ, анализ сочинений школьников и их ассоциаций дают все основания утверждать, что вербальная агрессия - явление, широко распространенное в школьной речевой среде, и большинство испытуемых не готовы к бесконфликтному, неагрессивному урегулированию межличностных и групповых конфликтов в школьном коллективе, что демонстрирует неспособность большей части из них к осуществлению эффективных коммуникативных контактов, гармоничному речевому общению.

Данное положение подтверждают также расшифровка и анализ диктофонных записей, наглядно демонстрирующих агрессивную тактику общения учащихся, которое чаще всего происходит на примитивном или манипулятивном - отмеченных проявлениями речевой агрессии - уровнях.

Кроме того, анализ диктофонных записей позволил выделить основные речеведческие особенности рассматриваемых уровней общения.

Для примитивного уровня:

1. Речевая агрессия воплощается чаще всего в открытых, явных формах (угрозы, иронические и враждебные замечания, оскорбления и т.п.). Собеседник воспринимается как "враг".

2. Отсутствие осознанного представления об актуальной роли собеседника.

3. В случае конфронтации со слабейшим партнером речевая агрессия может приобретать крайние формы по "шкале интенсивности" ("крик", брань, открытые угрозы).

4. Повышенный тон; могут наблюдаться нарушения дикции (из-за изменения психологического равновесия), изменение темпа речи (ускорение либо замедление - в зависимости от психологического состояния и выбранного способа устрашения); склонность перебивать собеседника.

5. Отсутствие использования формул речевого этикета.

6. Отсутствие убедительной аргументации.

Выделенные особенности позволяют выдвинуть гипотезу о том, что, общение на примитивном уровне свойственно людям с недостаточной социализацией агрессивности. Поэтому, очевидно, на данном уровне общения мы часто можем наблюдать вербальную агрессию как совокупность поведенческих реакций, близких таковым в сообществе животных, реже - вербальную агрессию как осознанную, тщательно спланированную и целенаправленную речевую деятельность.

Для манипулятивного уровня:

1. Собеседник воспринимается как "соперник", что чаще всего проявляется не внешне (в речи участников ситуации общения), а во внутреннем плане (на уровне представлений и намерений манипулятора) и, вероятнее, не сразу, а в процессе или даже в конечном результате общения (возможной реализации коммуникативного намерения "манипулятора").

2. "Манипулятор" достаточно хорошо осознает актуальную роль собеседника, адекватно на нее реагирует и в соответствии с этим выбирает стратегию речевого поведения, которая характеризуется использованием как психологических, так и речевых средств.

К сожалению, наши диктофонные записи не содержат реальных примеров общения учащихся на конвенциональном уровне, который, по А.Б. Добровичу, можно считать оптимальным, эталонным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. Объясняется это тем, что такое общение - явление достаточно редкое в изучаемой возрастной группе школьников. Однако, в соответствии с психологической характеристикой данного уровня, попытаемся показать его речеведческую специфику в связи с изучаемой нами проблемой вербальной агрессии:

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21


Прочие статьи:

Особенности поведения детей в период адаптации
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предлож ...

Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в . детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организ ...

Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru