Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 14

В 40% сочинений восьмиклассники все-таки приводят примеры некоторых конкретные действий, заслуживающих карательных мер, при этом речевая агрессия как повод для наказания, а именно - оскорбление, фигурирует приблизительно в таком же количестве работ, что и у шестиклассников (около 30%), при этом учащиеся 8-х классов разделяют оскорбление в собственный адрес - 23% ("обозвал"; "оскорбил"; "говорит что-то мне обидное"; "если он слишком резко выражается в мою сторону"; "сказали грубое слово" и др.) и оскорбление друзей или родных - 7% ("когда речь идет о твоем друге"; "если он оскорбил моих близких"; "если этот человек обозвал близкого мне человека").

Были выделены следующие типы структурных схем, по которым строились сочинения учащихся 6-х классов:

1. Концентрическая ( в центре - пример конкретной ситуации общения) - 58%.

2. Линейная (последовательное описание ряда конфликтных ситуаций) - 13%.

3. Диалогическая (диалог между наказывающим и виновным) - 11,5%.

4. Причинно - следственная (описание выбора наказаний в зависимости от причин проступка) - 10%.

5. Каталогическая (механическое перечисление "наказаний") - 8%.

Анализ общего содержания и логической структуры сочинений учащихся 8-х классов показал, что при раскрытии предложенной темы данная возрастная группа испытуемых акцентирует внимание, прежде всего, на понятии "права" и "возможности". Соответственно логическая структура сочинений определяется последовательностью рассуждений и своеобразием выводов относительно собственных представлений о понятиях права и возможности наказания, а также границах этих понятий. В меньшей степени восьмиклассников интересуют объект, причины и конкретные способы, формы наказания.

Были выделены следующие структурные типы сочинений данной возрастной группы респондентов:

1. Абстрактное рассуждение о правах и возможностях наказания другого человека (могу ли и почему?) - 27%.

2. Перечисление конкретных способов и форм наказаний (как?) - 16%.

3. Рассуждение о праве с последующим перечислением действий (наказаний - в зависимости от признания / непризнания права) (могу ли и как?) - 36%.

4. Констатация права с последующим перечислением причин наказания (за что?) - 7%.

5. Дифференцированная характеристика объекта наказаний с последующим их перечислением (кого и как?) - 14%.

Анализ общего содержания сочинений учащихся 6-го класса показал, что практически все (!) испытуемые этой возрастной группы акцентировали внимание на том, как именно, каким способом будут наказывать одноклассника за его неправильные действия или слова, то есть описывали главным образом различные варианты и виды наказаний. При этом сама возможность наказания одноклассника принималась априорно, как данность, поэтому ни в одном сочинении не содержалось каких-либо рассуждений о правомерности подобного действия.

Примечательно при этом, что само слово "агрессия" фигурировало только в двух сочинениях ("Я очень агрессивный"; "Я буду говорить агрессивно"), тогда как содержание работ ясно свидетельствовало о том, что понятие наказание тесно и неразрывно связывается в сознании шестиклассников с понятием "агрессия". Причиной этого является, очевидно, недостаточная осознаваемость учащимися собственных действий и их мотивов. Это доказывает, в частности, неадекватная оценка собственных действий по отношению к "провинившемуся".

Так, попытка мирного урегулирования конфликта собственными силами - была заявлена в 31% сочинений шестиклассников и 22% работ учащихся 8-х классов (общая сумма процентов может не быть равна 100, т.к. в одном сочинении часто указываются несколько способов наказаний): "я попытаюсь избежать драку . и решить словами"; "я сначала с ним поговорю по-нормальному"; "попытаюсь решить этот вопрос мирно и сдержать свою злость"; "сначала попрошу по-хорошему" и т.п. Также довольно значительное, на первый взгляд, число шестиклассников демонстрирует желание начать выяснение отношений с вежливого разговора, корректной просьбы.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Прочие статьи:

Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира ...

Изображения сказочных персонажей и животных
С данными изображениями можно работать так же, как с изображениями отдельных людей. Группировать их можно по разным признакам. Можно использовать признаки, указанные в предыдущей группе изображений, можно придумать новые, построенные на оппозициях: добрые – злые, привычные – непривычные, универсаль ...

Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны д ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru