Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 18

Однако при этом наблюдается характерная тенденция рассматривать данное явление как нечто не свойственное человеку в обычном состоянии, противоречащее его натуре (ассоциации "больной", "странный", "дурак", "псих", "сумасшедший", "неврастеник", "безумие" , "сон ужасный", "болезнь").

При этом есть основания полагать, что и пятиклассники, и учащиеся 8-х классов понимают под агрессией преимущественно открытые, очевидные и наиболее яркие, крайние проявления ("белая горячка", "до белого каления") агрессии, прежде всего физической, а не вербальной ("драка", "дубасить", "удар", "кулак" и т.п.). На вербальные проявления агрессии указывает только ассоциации "мат" (5-ый кл.) и "резкие слова" (8-ой кл.), что также подтверждает склонность испытуемых обращать внимание главным образом на крайние формы этого вида агрессии.

Показательно также, что все, хотя и немногочисленные ассоциации на слово "агрессия", связанные с ее объектом и формами проявления, касаются человека (не животного, не неодушевленного предмета), а в одной ассоциации восьмиклассники возникает обобщенный образ "современного человека".

Ассоциативный эксперимент позволил также установить непосредственную связь явления вербальной агрессии со школьной речевой средой. Так, анализ ассоциаций учащихся на слово "разъяренный" показал, что среди профессий, связанных, по мнению учащихся 5-х классов, с негативным эмоциональным состоянием, фигурируют учитель и директор ("разъяренный учитель", "разъяренный директор").

При этом показательным является то, что наиболее типичная ассоциация пятиклассников на слово "обижен" так или иначе связана с субъектом (КТО обижен?). В сознании большинства испытуемых этой возрастной группы (около 44%) это человек (не животное, не предмет), из которых, в свою очередь, около 40% в той или иной форме назвали ребенка, а три человека, даже конкретно - себя. Все эти данные с определенной степенью вероятности позволяет заключить, что чувство обиды подсознательно актуально для многих средних школьников и, следовательно, можно говорить о нарушении гармонии общения в школьной среде.

Связь явления вербальной агрессии со школьной речевой средой подтверждает также анализ ассоциаций школьников на слова "оскорбление", "ругать", "сплетня", "спор" и "ссора". Так, можно с достаточной долей вероятности утверждать, что понятие оскорбления прочно ассоциируется в сознании испытуемых со школьной и семейной средой. Об этом свидетельствуют такие слова-ассоциации, как, с одной стороны, "школа", "друг", "учитель"; с другой - "мама", "папа", "муж".

Анализ ассоциаций учащихся на слово "ругать", показал, что почти четверть испытуемых пятиклассников в качестве объекта порицания видит, так или иначе, себя ("я", "меня", "ребенка", "сына", "дочь"), причем иногда - в роли ученика! Субъектом же выступают, естественно, чаще всего взрослые ("учитель", "мама" - чаще всего, иногда - "папа"). Все эти данные являются дополнительным подтверждением того, что значительное число школьников вынуждены существовать в патогенной коммуникативной среде, отмеченной проявлениями речевой агрессии.

Как показывает анализ ассоциаций ТГ "Субъект" на слово "сплетня", пятиклассники склонны рассматривать в качестве лиц, распространяющих сплетни, преимущественно своих ровесников, одноклассников ("девочки", "друзья", "подруги"). Кроме того, среди ассоциаций учащихся 8-х классов были зафиксированы слова, так или иначе, характеризующие место распространения сплетен - "класс", "подъезд", "9 “А”", "везде". По этим ассоциациям можно предварительно заключить, что сфера распространения сплетен весьма обширна и включает, в числе прочих, школьную речевую среду.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Прочие статьи:

Изучение темы: «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Изучая тему «Селекция растений, животных и микроорганизмов», можно использовать комнатные растения для более конкретного понимания методов и этапов селекционной работы при создании новых сортов культурных растений. Гибридизацию комнатных растений в условиях школы можно проводить с любой цветущей ку ...

Эксперимент как метод экологического образования дошкольников
В обучении наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для занятий громадное значение имеют методы преподавания. Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и уме ...

Подготовка и проведения нетрадиционных уроков человек и мир
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом использ ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru