Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 18

Однако при этом наблюдается характерная тенденция рассматривать данное явление как нечто не свойственное человеку в обычном состоянии, противоречащее его натуре (ассоциации "больной", "странный", "дурак", "псих", "сумасшедший", "неврастеник", "безумие" , "сон ужасный", "болезнь").

При этом есть основания полагать, что и пятиклассники, и учащиеся 8-х классов понимают под агрессией преимущественно открытые, очевидные и наиболее яркие, крайние проявления ("белая горячка", "до белого каления") агрессии, прежде всего физической, а не вербальной ("драка", "дубасить", "удар", "кулак" и т.п.). На вербальные проявления агрессии указывает только ассоциации "мат" (5-ый кл.) и "резкие слова" (8-ой кл.), что также подтверждает склонность испытуемых обращать внимание главным образом на крайние формы этого вида агрессии.

Показательно также, что все, хотя и немногочисленные ассоциации на слово "агрессия", связанные с ее объектом и формами проявления, касаются человека (не животного, не неодушевленного предмета), а в одной ассоциации восьмиклассники возникает обобщенный образ "современного человека".

Ассоциативный эксперимент позволил также установить непосредственную связь явления вербальной агрессии со школьной речевой средой. Так, анализ ассоциаций учащихся на слово "разъяренный" показал, что среди профессий, связанных, по мнению учащихся 5-х классов, с негативным эмоциональным состоянием, фигурируют учитель и директор ("разъяренный учитель", "разъяренный директор").

При этом показательным является то, что наиболее типичная ассоциация пятиклассников на слово "обижен" так или иначе связана с субъектом (КТО обижен?). В сознании большинства испытуемых этой возрастной группы (около 44%) это человек (не животное, не предмет), из которых, в свою очередь, около 40% в той или иной форме назвали ребенка, а три человека, даже конкретно - себя. Все эти данные с определенной степенью вероятности позволяет заключить, что чувство обиды подсознательно актуально для многих средних школьников и, следовательно, можно говорить о нарушении гармонии общения в школьной среде.

Связь явления вербальной агрессии со школьной речевой средой подтверждает также анализ ассоциаций школьников на слова "оскорбление", "ругать", "сплетня", "спор" и "ссора". Так, можно с достаточной долей вероятности утверждать, что понятие оскорбления прочно ассоциируется в сознании испытуемых со школьной и семейной средой. Об этом свидетельствуют такие слова-ассоциации, как, с одной стороны, "школа", "друг", "учитель"; с другой - "мама", "папа", "муж".

Анализ ассоциаций учащихся на слово "ругать", показал, что почти четверть испытуемых пятиклассников в качестве объекта порицания видит, так или иначе, себя ("я", "меня", "ребенка", "сына", "дочь"), причем иногда - в роли ученика! Субъектом же выступают, естественно, чаще всего взрослые ("учитель", "мама" - чаще всего, иногда - "папа"). Все эти данные являются дополнительным подтверждением того, что значительное число школьников вынуждены существовать в патогенной коммуникативной среде, отмеченной проявлениями речевой агрессии.

Как показывает анализ ассоциаций ТГ "Субъект" на слово "сплетня", пятиклассники склонны рассматривать в качестве лиц, распространяющих сплетни, преимущественно своих ровесников, одноклассников ("девочки", "друзья", "подруги"). Кроме того, среди ассоциаций учащихся 8-х классов были зафиксированы слова, так или иначе, характеризующие место распространения сплетен - "класс", "подъезд", "9 “А”", "везде". По этим ассоциациям можно предварительно заключить, что сфера распространения сплетен весьма обширна и включает, в числе прочих, школьную речевую среду.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Прочие статьи:

Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников
Предлагаемые методические приемы помогают выявить уровень развития произвольного поведения и творческих возможностей ребенка старшего дошкольного возраста. Они основаны на сдерживании непосредственных, импульсивных движений и их опосредовании определенным правилом действия. Вместе с тем эти приемы ...

Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связан ...

Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности
Организация экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Опыт всегда дол ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru