Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 15

Однако при этом ряд школьников явно не понимает (или недостаточно осознает) значения слов "вежливо", "просьба", "спокойный" тон: "Я попрошу: "Эй! Давай отсюда.""(категорическое требование, а не просьба); "Я скажу ему спокойно: "Давай быстро с моей парты, я здесь сижу!"" (явно не соответствующий содержанию тон); "Я вежливо попрошу его: "Уйди, это мое место."" (отсутствие заявленных в авторской речи формул вежливости).

Таким образом, анализ сочинений школьников дает возможность утверждать, что одной из причин речевой агрессии учащихся, особенно младшей возрастной группы испытуемых, является недостаточная осознаваемость ими особенностей собственного речевого поведения в целом и, в частности, агрессивных компонентов в нем, неспособность к объективной оценке своей речи и, следовательно, - к ее анализу и контролю.

Это положение подтверждается также данными ассоциативного эксперимента, проведенного в младшей возрастной группе. Так, анализ ассоциаций учащихся 5-х классов показал, что около половины всех испытуемых не склонны видеть в качестве субъекта агрессии (в том числе - речевой) человека, то есть самих себя и людей из своего окружения. Этот факт демонстрирует не низкий уровень их склонности к агрессии, а недостаточно объективный подход к оценке изучаемого явления и собственному поведению в этом отношении, поскольку реально уровень агрессии пяти-шестиклассников, как уже отмечалось, является стабильно высоким с явной тенденцией к возрастанию.

Кроме того, ассоциативный эксперимент подтверждает тезис о лояльном отношении к речевой агрессии большинства испытуемых школьников, недооценки ими опасности и последствий этого явления. Так, только 6% ассоциаций на слово "разозлиться" и только у пятиклассников, связаны с отрицательной оценкой данного состояния или поведения субъекта ("плохой", "плохо"). Все остальные ассоциации учащихся 5-х классов на данное слово, относящиеся к весьма немногочисленной ТГ "Оценка", демонстрируют нейтральное или даже позитивное отношение испытуемых к переживаю гнева и его внешним, агрессивным проявлениям ("ну и ладно", "можно", "смело"). В группе учащихся 8-х классов данная ТГ вообще отсутствовала! Все эти данные дает реальную возможность предположить, что эмоции гнева, злости и - связанной с ними - речевой агрессии хорошо знакомы изучаемому контингенту испытуемых и почти не имеют отрицательной оценки.

Данное положение подтверждает также сравнительный анализ ассоциаций учащихся на слова "спорить" и "ссора". Так, в целом верно оценивая наличие негативных моментов как в споре, так и в ссоре, школьники обеих возрастных групп часто смешивают эти понятия или рассматривают их как сопутствующие, тесно связанные. Например, в ТГ "Сходные и синонимичные явления" со словом "ссора" нередко встречалось слово "спор" (и наоборот). Но особенно тревожны в отношении речевой агрессии такие ассоциации школьников со словом спор, как "ссориться", "ненавидеть", "ненависть", "ругать", "разозлиться", "драться", "грубиян", "бешеный", "много", "горечь", "пока не умрешь" - все слова так или иначе или с негативными основными, или негативными дополнительными семами. Настораживает также достаточное количество ассоциаций пятиклассников на слово "ссора", обозначающих крайние, самые отрицательные ее последствия: "драка", "синяк", "слезы", "развод", "убийца".

Кроме того, весьма показательно и то, что довольно значительное от общего числа количество учащихся 5-х классов (около 20%) непосредственно, напрямую связывают понятия "спор" и "ссора" с вербальной агрессией, выдавая в качестве ассоциаций такие слова, как "кричит", "ругаться", "ругательство", "обзывание", "грозить". Учащимися 8-х классов понятия "ссора" и "спор" взаимно подменялись в 7 случаях. На связь спора с агрессией (прежде всего вербальной) в сознании этой возрастной группы указывают следующие ассоциации (22% от общего числа ассоциаций на это слово): "ненужные выкрики", "ругаться", "толкать фуфло", "пререкаться", "препираться", "кричать", "орать".

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Прочие статьи:

Анализ современных тенденций развития детских общественных движений
При анализе особенностей современных тенденций развития детских общественных движений считаем возможным и необходимым обратиться к скаутингу, как к наиболее востребованному направлению в развитии детских общественных движений современности. Базовая платформа и сама идея скаутинга была сформирована ...

Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей. Чтобы развит ...

Описание развивающей программы
Целью коррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом с помощью игр. Программа проводилась в течении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 10-11 лет). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут. За ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru