Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 15

Однако при этом ряд школьников явно не понимает (или недостаточно осознает) значения слов "вежливо", "просьба", "спокойный" тон: "Я попрошу: "Эй! Давай отсюда.""(категорическое требование, а не просьба); "Я скажу ему спокойно: "Давай быстро с моей парты, я здесь сижу!"" (явно не соответствующий содержанию тон); "Я вежливо попрошу его: "Уйди, это мое место."" (отсутствие заявленных в авторской речи формул вежливости).

Таким образом, анализ сочинений школьников дает возможность утверждать, что одной из причин речевой агрессии учащихся, особенно младшей возрастной группы испытуемых, является недостаточная осознаваемость ими особенностей собственного речевого поведения в целом и, в частности, агрессивных компонентов в нем, неспособность к объективной оценке своей речи и, следовательно, - к ее анализу и контролю.

Это положение подтверждается также данными ассоциативного эксперимента, проведенного в младшей возрастной группе. Так, анализ ассоциаций учащихся 5-х классов показал, что около половины всех испытуемых не склонны видеть в качестве субъекта агрессии (в том числе - речевой) человека, то есть самих себя и людей из своего окружения. Этот факт демонстрирует не низкий уровень их склонности к агрессии, а недостаточно объективный подход к оценке изучаемого явления и собственному поведению в этом отношении, поскольку реально уровень агрессии пяти-шестиклассников, как уже отмечалось, является стабильно высоким с явной тенденцией к возрастанию.

Кроме того, ассоциативный эксперимент подтверждает тезис о лояльном отношении к речевой агрессии большинства испытуемых школьников, недооценки ими опасности и последствий этого явления. Так, только 6% ассоциаций на слово "разозлиться" и только у пятиклассников, связаны с отрицательной оценкой данного состояния или поведения субъекта ("плохой", "плохо"). Все остальные ассоциации учащихся 5-х классов на данное слово, относящиеся к весьма немногочисленной ТГ "Оценка", демонстрируют нейтральное или даже позитивное отношение испытуемых к переживаю гнева и его внешним, агрессивным проявлениям ("ну и ладно", "можно", "смело"). В группе учащихся 8-х классов данная ТГ вообще отсутствовала! Все эти данные дает реальную возможность предположить, что эмоции гнева, злости и - связанной с ними - речевой агрессии хорошо знакомы изучаемому контингенту испытуемых и почти не имеют отрицательной оценки.

Данное положение подтверждает также сравнительный анализ ассоциаций учащихся на слова "спорить" и "ссора". Так, в целом верно оценивая наличие негативных моментов как в споре, так и в ссоре, школьники обеих возрастных групп часто смешивают эти понятия или рассматривают их как сопутствующие, тесно связанные. Например, в ТГ "Сходные и синонимичные явления" со словом "ссора" нередко встречалось слово "спор" (и наоборот). Но особенно тревожны в отношении речевой агрессии такие ассоциации школьников со словом спор, как "ссориться", "ненавидеть", "ненависть", "ругать", "разозлиться", "драться", "грубиян", "бешеный", "много", "горечь", "пока не умрешь" - все слова так или иначе или с негативными основными, или негативными дополнительными семами. Настораживает также достаточное количество ассоциаций пятиклассников на слово "ссора", обозначающих крайние, самые отрицательные ее последствия: "драка", "синяк", "слезы", "развод", "убийца".

Кроме того, весьма показательно и то, что довольно значительное от общего числа количество учащихся 5-х классов (около 20%) непосредственно, напрямую связывают понятия "спор" и "ссора" с вербальной агрессией, выдавая в качестве ассоциаций такие слова, как "кричит", "ругаться", "ругательство", "обзывание", "грозить". Учащимися 8-х классов понятия "ссора" и "спор" взаимно подменялись в 7 случаях. На связь спора с агрессией (прежде всего вербальной) в сознании этой возрастной группы указывают следующие ассоциации (22% от общего числа ассоциаций на это слово): "ненужные выкрики", "ругаться", "толкать фуфло", "пререкаться", "препираться", "кричать", "орать".

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Прочие статьи:

Методика изучения тождественных преобразований
Методические рекомендации. Необходимо иметь в виду, что формирование умений выполнять тождественные преобразования распределяется по всему курсу 7 класса, поэтому в данной теме внимание должно акцентироваться на раскрытии новой терминологии и символики. Понятие тождества и тождественного преобразов ...

Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе
Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность. Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от други ...

Описание опыта учителей
Как для начинающих, так и для опытных учителей наибольший интерес представляют практические советы по использованию различных приемов, средств и перечень упражнения для обучения языку и речи. До недавнего времени основным средством обучения иностранным языкам служили тексты, т.к. они являются основ ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru