Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 17

Кроме того, из сочинений испытуемых обеих возрастных групп и расшифрованных диктофонных записей нами были выделены следующие конкретные формы проявления речевой агрессии учащихся:

- угроза - около 12% ("Если . то я не буду с тобой дружить!"; "Уйди с моего места, или я тебя побью!"; "Отстань, а не то получишь!"; "Если . то я пожалуюсь учителю!"; "Пошел ты отсюда куда подальше, а то плохо будет" и т.п.);

- грубое требование - 23% ("Иди (вали, отвали, канай, давай, пошел,) отсюда (быстро)!"; "Быстро все вытерла!"; "Пошел (иди, уйди, уходи) отсюда куда подальше (вон, быстро)!"; "Ноги в руки и пошел" и пр.);

- враждебные замечания, в том числе обидные сравнения - 12% ("Ты меня достал!"; "Одеваешься, как первоклашка"; "Ты очень наглеешь, я смотрю!"; "Ты офигел!"; "Ты мне надоел!"; "Ты мне больше не друг!" и пр.);

- намек и ирония - около 6% ("я с кем-то не буду дружить"; "кто-то очень некультурный"; “намекать о том, с кем я не дружу, чтобы ему было неприятно"; "Не капай на мою парту! Давай я на твою голову накапаю!"; "Я скажу, что позвоню в ООН"; "Я первее сел! - Не первее, а раньше!" и т.п.);

- различные по содержанию (но чаще всего оскорбительные) высказывания, произнесенные повышенным тоном - 41%. Школьники описывают общий вид таких высказываний, используя главным образом глаголы лексико-семантической группы звучания: от "чуть-чуть повысить голос", "прикрикнуть" - до "накричать", "обязательно повысить голос" и "наорать" ("начну орать на него"; "я обязательно повышу голос"; "я начну кричать, ругаться" и пр.).

Оскорбления описывались школьниками следующими способами:

- с использованием обобщенных формулировок - 59% ("скажу что-нибудь некультурное"; "могу применять невежливые (грубые) слова"; "могу обозвать очень нехорошими словами"; "буду неприлично ругаться"; "буду говорить на нее разные слова и разные выражения"; "я нагрубил ему" и т.п.);

- приведение конкретных примеров - 10% ("козел", "идиот", "дурак", "больной", "глупая" и др.);

- употребление косвенных форм - около 4% ("сам такой");

- с использованием приемов умолчания или уклонения от прямого ответа ("разные слова и разные выражения"; "сказать несколько слов"; "скажу что-нибудь некультурное" и т.п.).

Слово "оскорбление" было предложено учащимся и в ходе проведения ассоциативного эксперимента. Так, ассоциации школьников, определяющие само понятие оскорбления, отражающие его сущность (хотя и весьма немногочисленные) позволяют считать, что в целом школьники обеих возрастных групп правильно понимают значение этого слова (несмотря на то, что не всегда грамотно могут его передать) - как ругательство, словесное выражение неприятия собеседника, грубые слова ("обозвать", "грубость", "это когда тебя обидели плохим словом", "сказать матом", "плохо назвать" и т.п.).

Проведение ассоциативного эксперимента дало возможность не только уточнить данные, полученные в ходе использования других диагностических методов, но и способствовало более глубокому пониманию мотивационной стороны агрессивного речевого поведения (речевой деятельности) испытуемых, позволило установить связь между отдельными проявлениями вербальной агрессии учащихся, определить степень их осознаваемости самими школьниками.

Так, сравнительный анализ ассоциаций школьников на ключевое слово "агрессия", позволил сделать предположительный вывод о том, что в целом испытуемые обеих возрастных групп правильно оценивают явление агрессии вообще и агрессивное поведение в частности - как негативное, причиняющее вред, достойное порицания, имеющее нежелательные последствия ("опасно", "плохо", "плохая вещь", "зло"), противоположное понятиям "любовь", "добро".

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Прочие статьи:

Основные понятия атомной физики, изучаемые в общих и профильных школах
При определении содержания и методов изучения данного раздела необходимо руководствоваться такими основными факторами, как научной значимостью отобранного для изучения материала и важностью его практических приложений. В процессе изучения атомной физики рассматриваются такие понятия как строение ат ...

Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные направления
Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения). Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы. ...

Философские и психологические идеи С.Т. Шацкого
Научный подход к педагогике, согласно взглядам Шацкого, начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде. Все воздействующие на форм ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru