Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 8

Кроме того, в ряде случаев (по данным визуального наблюдения и анализа диктофонных записей, - преимущественно в ситуациях крайнего раздражения), глагол может опускаться: "С вещами - на выход!"; "Живо ко мне!"; "Вон отсюда!" Объяснением этого, вероятно, служит непроизвольная экономия речевых средств для скорейшего выхода негативных эмоций в стрессовой ситуации. Пример из диктофонной записи XI: "Да давай ты побыстрее, Бабаса!".

Главным жанрообразующим признаком категорического побуждения как императивного речевого жанра является образ говорящего, а точнее - межличностные ролевые отношения коммуникантов. Таким образом, в речи школьников категорическое побуждение выступает как типичный речевой жанр, отражающий стиль отношения коммуникантов.

Грубый отказ

Очевидно, что сам по себе отказ - "отрицательный ответ на просьбу, требование", по определению "Словаря русского языка" С.И. Ожегова (1978; С. 430), как и требование не является проявлением вербальной агрессии. Однако при определенных условиях отказ становится речевым жанром, отмеченным речевой агрессией. К таким условиям относятся, на наш взгляд, следующие:

1. Отсутствие в отказе необходимых формул вежливости ("извините", "пожалуйста" и пр.);

2. Повышенный, грубый, резкий тон высказывания;

3. Отсутствие объяснения причины отказа.

Очевидно, все перечисленные условия определяют понятие "грубый отказ", то есть, по определению "Словаря русского языка" С.И. Ожегова , "недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный".

Важным жанрообразующим признаком является здесь образ прошлого (предшествующий эпизод общения), поэтому, как отмечает Т.В. Шмелева, иногда отказ называют "реактивным" речевым жанром, то есть представляющим собой реакцию на другие жанры, в данном случае просьбу, приказ, требование.

На основании данных констатирующего эксперимента, можно выделить три основных типовых моделей эпизодов общения, предшествующих грубому отказу:

1. Наиболее типичный для изучаемой речевой среды - эпизод, в котором присутствуют те или иные формы вербальной агрессии, как явной (чаще всего - категорическое побуждение), так и скрытой (например, просьба, содержащая в себе скрытую неприятную адресату иронию). Первый пример: "Иванов, быстро дал мне ручку!" - "Обойдешься, Петрова!" Второй пример: "Иванов, дай мне, пожалуйста, ручку. Я знаю, что ты очень умный и запасливый". - "Обойдешься, Петрова! Пиши пальцем, если не такая запасливая."

В этом случае в грубом отказе реализуется агрессивное речевое поведение, реактивная и часто защитная вербальная агрессия, причем всегда переходная, поскольку отказ должен быть адресован конкретному объекту - реальному участнику общения.

2. Менее распространенная ситуация - грубому отказу предшествует эпизод (в данном случае это вежливая просьба), не отмеченный никакими проявлениями вербальной агрессии. Пример: "Миша, извини, пожалуйста, не дашь мне ручку?" - "Обойдешься, Петрова!"

В подобных ситуациях грубый отказ реализует агрессивную речевую деятельность, инициативную переходную вербальную агрессию, поскольку говорящий имеет вполне определенное явное (выразить свое негативное отношение, досадить адресату) или скрытое (повышение самооценки за счет унижения другого, захват доминирующей позиции) намерение.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Банк педагогических импровизаций
1. На уроке китайского языка один из учеников вертелся во все стороны и отвлекал от работы других учеников. Я подошла к нему и тихонько сказала: «Максим, ты, наверное, ужасно устал сегодня. Посиди, отдохни, можешь ничего не делать, только не мешай другим. Хорошо? Мальчик молча кивнул мне в ответ и ...

Развитие метроритмического чувства
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором, я ставлю дет ...

Экологизация современного учебного процесса
В век научно-технического прогресса непомерно возросло влияние человека на окружающую природную среду. Последствия, которые следуют за непродуманными, скоропалительными технологическими решениями, ставят перед человечеством вопрос том, какой останется природа последующим поколениям. В связи с этим ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru