Кроме того, в ряде случаев (по данным визуального наблюдения и анализа диктофонных записей, - преимущественно в ситуациях крайнего раздражения), глагол может опускаться: "С вещами - на выход!"; "Живо ко мне!"; "Вон отсюда!" Объяснением этого, вероятно, служит непроизвольная экономия речевых средств для скорейшего выхода негативных эмоций в стрессовой ситуации. Пример из диктофонной записи XI: "Да давай ты побыстрее, Бабаса!".
Главным жанрообразующим признаком категорического побуждения как императивного речевого жанра является образ говорящего, а точнее - межличностные ролевые отношения коммуникантов. Таким образом, в речи школьников категорическое побуждение выступает как типичный речевой жанр, отражающий стиль отношения коммуникантов.
Грубый отказ
Очевидно, что сам по себе отказ - "отрицательный ответ на просьбу, требование", по определению "Словаря русского языка" С.И. Ожегова (1978; С. 430), как и требование не является проявлением вербальной агрессии. Однако при определенных условиях отказ становится речевым жанром, отмеченным речевой агрессией. К таким условиям относятся, на наш взгляд, следующие:
1. Отсутствие в отказе необходимых формул вежливости ("извините", "пожалуйста" и пр.);
2. Повышенный, грубый, резкий тон высказывания;
3. Отсутствие объяснения причины отказа.
Очевидно, все перечисленные условия определяют понятие "грубый отказ", то есть, по определению "Словаря русского языка" С.И. Ожегова , "недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный".
Важным жанрообразующим признаком является здесь образ прошлого (предшествующий эпизод общения), поэтому, как отмечает Т.В. Шмелева, иногда отказ называют "реактивным" речевым жанром, то есть представляющим собой реакцию на другие жанры, в данном случае просьбу, приказ, требование.
На основании данных констатирующего эксперимента, можно выделить три основных типовых моделей эпизодов общения, предшествующих грубому отказу:
1. Наиболее типичный для изучаемой речевой среды - эпизод, в котором присутствуют те или иные формы вербальной агрессии, как явной (чаще всего - категорическое побуждение), так и скрытой (например, просьба, содержащая в себе скрытую неприятную адресату иронию). Первый пример: "Иванов, быстро дал мне ручку!" - "Обойдешься, Петрова!" Второй пример: "Иванов, дай мне, пожалуйста, ручку. Я знаю, что ты очень умный и запасливый". - "Обойдешься, Петрова! Пиши пальцем, если не такая запасливая."
В этом случае в грубом отказе реализуется агрессивное речевое поведение, реактивная и часто защитная вербальная агрессия, причем всегда переходная, поскольку отказ должен быть адресован конкретному объекту - реальному участнику общения.
2. Менее распространенная ситуация - грубому отказу предшествует эпизод (в данном случае это вежливая просьба), не отмеченный никакими проявлениями вербальной агрессии. Пример: "Миша, извини, пожалуйста, не дашь мне ручку?" - "Обойдешься, Петрова!"
В подобных ситуациях грубый отказ реализует агрессивную речевую деятельность, инициативную переходную вербальную агрессию, поскольку говорящий имеет вполне определенное явное (выразить свое негативное отношение, досадить адресату) или скрытое (повышение самооценки за счет унижения другого, захват доминирующей позиции) намерение.
Прочие статьи:
Бытовые и жанровые сценки с людьми в различных местах и жизненных ситуациях
При работе с данными изображениями можно использовать много различных заданий, в том числе и не связанных напрямую с самим изображением. Изображение, как уже отмечалось выше может служить лишь стимулом, отправной точкой для беседы дискуссии, для выполнения творческого задания. Именно при работе с д ...
Соблюдение дидактических принципов
Активность учащихся на уроках физической культуры во многом определяется соблюдением учителем дидактических принципов. В настоящее время число дидактических принципов, формируемых педагогами, неуклонно растет. Их делят на две группы, одна из которых отражает мировоззренческую сторону обучения (прин ...
Социальный педагог во внешкольных учреждениях
Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения. Идея комплексности и многопрофильности деятельн ...