Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 8

Кроме того, в ряде случаев (по данным визуального наблюдения и анализа диктофонных записей, - преимущественно в ситуациях крайнего раздражения), глагол может опускаться: "С вещами - на выход!"; "Живо ко мне!"; "Вон отсюда!" Объяснением этого, вероятно, служит непроизвольная экономия речевых средств для скорейшего выхода негативных эмоций в стрессовой ситуации. Пример из диктофонной записи XI: "Да давай ты побыстрее, Бабаса!".

Главным жанрообразующим признаком категорического побуждения как императивного речевого жанра является образ говорящего, а точнее - межличностные ролевые отношения коммуникантов. Таким образом, в речи школьников категорическое побуждение выступает как типичный речевой жанр, отражающий стиль отношения коммуникантов.

Грубый отказ

Очевидно, что сам по себе отказ - "отрицательный ответ на просьбу, требование", по определению "Словаря русского языка" С.И. Ожегова (1978; С. 430), как и требование не является проявлением вербальной агрессии. Однако при определенных условиях отказ становится речевым жанром, отмеченным речевой агрессией. К таким условиям относятся, на наш взгляд, следующие:

1. Отсутствие в отказе необходимых формул вежливости ("извините", "пожалуйста" и пр.);

2. Повышенный, грубый, резкий тон высказывания;

3. Отсутствие объяснения причины отказа.

Очевидно, все перечисленные условия определяют понятие "грубый отказ", то есть, по определению "Словаря русского языка" С.И. Ожегова , "недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный".

Важным жанрообразующим признаком является здесь образ прошлого (предшествующий эпизод общения), поэтому, как отмечает Т.В. Шмелева, иногда отказ называют "реактивным" речевым жанром, то есть представляющим собой реакцию на другие жанры, в данном случае просьбу, приказ, требование.

На основании данных констатирующего эксперимента, можно выделить три основных типовых моделей эпизодов общения, предшествующих грубому отказу:

1. Наиболее типичный для изучаемой речевой среды - эпизод, в котором присутствуют те или иные формы вербальной агрессии, как явной (чаще всего - категорическое побуждение), так и скрытой (например, просьба, содержащая в себе скрытую неприятную адресату иронию). Первый пример: "Иванов, быстро дал мне ручку!" - "Обойдешься, Петрова!" Второй пример: "Иванов, дай мне, пожалуйста, ручку. Я знаю, что ты очень умный и запасливый". - "Обойдешься, Петрова! Пиши пальцем, если не такая запасливая."

В этом случае в грубом отказе реализуется агрессивное речевое поведение, реактивная и часто защитная вербальная агрессия, причем всегда переходная, поскольку отказ должен быть адресован конкретному объекту - реальному участнику общения.

2. Менее распространенная ситуация - грубому отказу предшествует эпизод (в данном случае это вежливая просьба), не отмеченный никакими проявлениями вербальной агрессии. Пример: "Миша, извини, пожалуйста, не дашь мне ручку?" - "Обойдешься, Петрова!"

В подобных ситуациях грубый отказ реализует агрессивную речевую деятельность, инициативную переходную вербальную агрессию, поскольку говорящий имеет вполне определенное явное (выразить свое негативное отношение, досадить адресату) или скрытое (повышение самооценки за счет унижения другого, захват доминирующей позиции) намерение.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Анализ психолого-педагогической литературы
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся ...

Определение понятий одаренность, одаренный ребенок
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей ...

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли
1. Усиление базового образования. Базис – обязательный минимум содержания образования. В США базис состоит – англ. яз., литературы, математики, соц.науки, компьютерная техника, естествознание. Все остальное по выбору. В Англии – англ., лит-ра, религия, математика. По выбору до 1000 предметов. К 60 ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru