Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Основные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде

Страница 7

Иногда угроза строится как предложение, которое содержит сообщение о каком-либо возможном действии, опасном, неприятном или нежелательном для адресата ("Я с тобой больше не разговариваю" - из сочинения шестиклассника; "Я тебе поставлю “два” в четверти и будешь сам потом бегать за мной ." - запись XII) или констатацию факта ("Ты мне больше не друг"; "Тебе не жить!" - из сочинений).

Возможны также скрытые или косвенные угрозы, которые воплощаются в форме высказываний, построенных на приеме умолчания, намеке и чаще всего встречаются в речи учителей. В структуре такого агрессивного высказывания часто опускается второй компонент, содержащий результат действия, о котором говорится в первой части ("Считаю до трех: раз, два ." - из диктофонной записи VI"; "Катя, я делаю тебе посл-е-еднее замечание ." - из записи IX).

Анализ языкового материала позволяет констатировать, с одной стороны, тяготение ненормативных слов к данному речевому жанру, с другой - их факультативность, "наличие в разговорной речи синонимических конструкций (часто окказиональных) без некодифицированных элементов". По нашим данным, использование в угрозе ненормативной лексики часто связано с включением в ее структуру оскорбления - "сопутствующего" угрозе жанра.

Грубое требование

Очевидно, что само по себе требование не является речевой агрессией и для того, чтобы классифицировать его как форму вербальной агрессии, необходимо наличие и совпадение ряда факторов. Такими факторами являются, на наш взгляд, следующие:

1. Особо неприемлемая, обидная для адресата форма требования;

2. Повышенный, грубый, резкий тон высказывания;

3. Отсутствие у говорящего необходимой степени власти над адресатом;

4. Несоответствующий содержанию требования возраст говорящего (говорящий младше адресата или равен ему по возрасту);

5. Демонстрация говорящим враждебного отношения к адресату при помощи предшествующих высказываний и невербальных средств (поза, жесты, мимика).

Выделенные признаки позволяют считать, что грубое требование реализует открытую сильную вербальную агрессию, которая выражается чаще всего в форме побудительного по цели высказывания и восклицательного по интонации предложения: "Ну, быстро рассказывай!" - отвечающему у доски (запись V); "Кончай гудеть! " - агрессивное требование школьника, адресованное издевающемуся над ним однокласснику (запись XIV) и др.

Основным лексическим наполнением данного речевого жанра являются глаголы в повелительном наклонении или изъявительном в значении повелительного ("Быстро все убрала!"; "Пошел вон отсюда!"), часто нелитературные (просторечные, жаргонные). Наиболее часто здесь использование глаголов со значениями "идти" ("иди", "уходи", "вали", "чеши", "канай", "катись", "убирайся", "греби" и т.п.) и "молчать" ("замолчи", "заткнись", "заглохни", "засохни" и т.п.).

Дополнительными компонентами в структуре грубого требования могут выступать наречия места ("сюда", "отсюда", "к черту") и времени ("быстро", "живо"). Иногда имеют место "отсылочные" фразы - "указания на адрес нечистой силы, или дурного места, или "нечистых" частей человеческого тела".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Понятие социального развития в современной психолого-педагогической литературе
задержка психологический социальный дошкольный Социальное развитие (от лат. Socialis – общественный) – это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном об ...

Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...

Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психолого-педагогических услов ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru