Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 16

Результаты занятия с учителями зафиксированы в их анкетах, проекте решения педагогического совета УВК 556 г. Москвы. и отражены в разделе 4.1. настоящей работы.

Краткое содержание и результаты работы со слушателями "Летней школы риторики" (МПГУ; 2001): чтение лекции, проведение семинарского занятия, обмен мнениями, ответы на вопросы (16 человек; 2 часа).

Основные вопросы, освещавшиеся на лекции: понятие речевой агрессии, ее отличие от сходных и смежных социальных, психологических, речевых явлений, актуальность данной проблемы для современного общества и причины ее широкого распространения; речевая агрессия учителя (причины, опасность, последствия, виды и формы); основные направления и частные методы коррекционно-профилактической работы.

Краткое содержание семинарского занятия: анализ и обсуждение речевых ситуаций, где присутствует вербальная агрессия учителя и учащихся, обмен опытом преодоления речевой агрессии в подобных ситуациях; тестирование слушателей по опроснику Басса-Дарки и проективной методике РНЖ; демонстрация и обсуждение рисунков учащихся; обсуждение содержания лекции и ответы на вопросы. Слушателям "Школы" были предоставлены диагностические материалы (текст опросника, план проведения РНЖ, описание "полевого" наблюдения) и практические разработки для коррекционно-профилактической работы для использования в индивидуальной практике школьного и вузовского преподавания.

Настоящая работа посвящена изучению сложного социального, психологического, речевого явления, которое, будучи практически не исследованным в отечественной науке и на российском речевом материале, является широко распространенным в современном обществе и особенно - в школьной речевой среде, где оно проявляется очень часто и достаточно ярко.

Представленный в работе системный подход к исследованию вербальной агрессии позволил выявить основные сущностные стороны данного явления: установить истоки, определить причины, оценить степень опасности, выяснить механизмы речевой агрессии вообще, а также выделить и описать агрессивные компоненты школьной речевой среды.

Таким образом, данная работа явилась начальным этапом в области комплексного исследования вербальной агрессии.

Проведенные изыскания позволяют продолжить эту работу в выделенных направлениях, важнейшим из которых представляется разработка методики преодоления вербальной агрессии в школьной речевой среде, а полученные результаты дают возможность определения комплекса наиболее насущных, первостепенных задач коррекционно-профилактической работы.

Существенно ограничить проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде не только возможно, но и необходимо, поскольку данное явление представляет реальную угрозу осуществлению полноценных коммуникативных контактов и эффективного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной средней школе.

Это доказывают результаты проведенного констатирующего эксперимента, который наглядно продемонстрировал, что вербальная агрессия проявляется в речи большинства учащихся средней школы (до 80%), а также в речи учителей, имеет ярко выраженную тенденцию к усилению и усложнению форм проявления, возникая на всех социальных уровнях общения - межличностном, внутриколлективном, общешкольном. Причем жертвой вербальной агрессии, как было установлено, может стать как ученик, так и учитель.

Перспективами дальнейшего изучения вербальной агрессии в школьной речевой среде являются:

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17


Прочие статьи:

Речевая агрессия учителя
Очевидно, именно речевая агрессия педагога (учителя, воспитателя) может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. С одной стороны, типичным последствием такой агрессии для ребенка становится т.н. "дидактогенный невроз", вызванный непедагогичным поведением учителя, который, по не ...

Методика знакомства с инструментами
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка. Моя практика по работе в оркестре показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомлю с инструментами посте ...

Задачи, содержание, результаты констатирующего этапа эксперимента
Задачи констатирующего этапа эксперимента: Выявить уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Определить возможности ДОУ по созданию педагогических условий развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте. Выявить уровень сформированности межличностных отношений у детей ста ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru