Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 16

Результаты занятия с учителями зафиксированы в их анкетах, проекте решения педагогического совета УВК 556 г. Москвы. и отражены в разделе 4.1. настоящей работы.

Краткое содержание и результаты работы со слушателями "Летней школы риторики" (МПГУ; 2001): чтение лекции, проведение семинарского занятия, обмен мнениями, ответы на вопросы (16 человек; 2 часа).

Основные вопросы, освещавшиеся на лекции: понятие речевой агрессии, ее отличие от сходных и смежных социальных, психологических, речевых явлений, актуальность данной проблемы для современного общества и причины ее широкого распространения; речевая агрессия учителя (причины, опасность, последствия, виды и формы); основные направления и частные методы коррекционно-профилактической работы.

Краткое содержание семинарского занятия: анализ и обсуждение речевых ситуаций, где присутствует вербальная агрессия учителя и учащихся, обмен опытом преодоления речевой агрессии в подобных ситуациях; тестирование слушателей по опроснику Басса-Дарки и проективной методике РНЖ; демонстрация и обсуждение рисунков учащихся; обсуждение содержания лекции и ответы на вопросы. Слушателям "Школы" были предоставлены диагностические материалы (текст опросника, план проведения РНЖ, описание "полевого" наблюдения) и практические разработки для коррекционно-профилактической работы для использования в индивидуальной практике школьного и вузовского преподавания.

Настоящая работа посвящена изучению сложного социального, психологического, речевого явления, которое, будучи практически не исследованным в отечественной науке и на российском речевом материале, является широко распространенным в современном обществе и особенно - в школьной речевой среде, где оно проявляется очень часто и достаточно ярко.

Представленный в работе системный подход к исследованию вербальной агрессии позволил выявить основные сущностные стороны данного явления: установить истоки, определить причины, оценить степень опасности, выяснить механизмы речевой агрессии вообще, а также выделить и описать агрессивные компоненты школьной речевой среды.

Таким образом, данная работа явилась начальным этапом в области комплексного исследования вербальной агрессии.

Проведенные изыскания позволяют продолжить эту работу в выделенных направлениях, важнейшим из которых представляется разработка методики преодоления вербальной агрессии в школьной речевой среде, а полученные результаты дают возможность определения комплекса наиболее насущных, первостепенных задач коррекционно-профилактической работы.

Существенно ограничить проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде не только возможно, но и необходимо, поскольку данное явление представляет реальную угрозу осуществлению полноценных коммуникативных контактов и эффективного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной средней школе.

Это доказывают результаты проведенного констатирующего эксперимента, который наглядно продемонстрировал, что вербальная агрессия проявляется в речи большинства учащихся средней школы (до 80%), а также в речи учителей, имеет ярко выраженную тенденцию к усилению и усложнению форм проявления, возникая на всех социальных уровнях общения - межличностном, внутриколлективном, общешкольном. Причем жертвой вербальной агрессии, как было установлено, может стать как ученик, так и учитель.

Перспективами дальнейшего изучения вербальной агрессии в школьной речевой среде являются:

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17


Прочие статьи:

Аттестация образовательного учреждения
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой ...

Роскошь поощрения
В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны — данных психологической науки. Последние показали, что вер ...

Чувство музыкального ритма
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, н ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru