Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 14

Показательно, что беседа (как индивидуальная, так и коллективная) как один из эффективных способов профилактики речевой агрессии учащихся упоминалась в 17% анкет учителей и 17% анкет студентов.

Применительно к проблематике настоящего исследования, в коррекционно-профилактических целях используется два типа бесед:

- воздействующая: цель - помимо разъяснения каких-то явлений, понятий, воздействие на эмоции, чувства;

- убеждающая: цель - "добиться от учащихся каких-либо действий, влияя не только на сознание (информирование), но и на волю (аргументирование) с помощью обсуждения мнений, поступков, то есть речевое воздействие, "управление человеческим поведением посредством речевой информации, побуждение к какой-либо активности".

Беседа может как сочетаться с другими способами речевого воздействия, включать в себя эти способы, например, убеждение, внушение. Такой комплексный подход в решении проблемы вербальной агрессии школьников отмечен в анкетах приблизительно 20% опрошенных нами студентов и учителей.

Подробное теоретическое описание и практическое применение всех названных психолого-педагогических методов и приемов устранения вербальной агрессии из педагогического общения не является целью настоящей работы и выделяется как одно из перспективных направлений исследования данной проблемы. Мы ставили перед собой задачу лишь обозначить основные аспекты данного направления.

Практическая реализация работы по повышению уровня речевой культуры учителя в контексте настоящего исследования (лекции, спецкурсы, семинары)

Успешная реализация рассматриваемого направления коррекционно-профилактической работы невозможна без совместных усилий самого педагога и системы школьного образования, подготовки педагогических кадров для общеобразовательной средней школы: разработки специальных пособий, организации спецкурсов, чтения лекций, проведения семинаров, конференций и т.п.

В настоящее время одним из таких немногочисленных курсов является специальный курс для студентов русского языка и литературы "Живое слово", разработанный на кафедре риторики и культуры речи МПГУ проф. Т.А. Ладыженской.

Целями данного курса являются овладение будущими педагогами устной речью и их подготовка к работе по развитию устной речи учащихся. Наряду с теоретическим изучением особенностей и средств устной речи, в задачи курса входит практическое наблюдение за коммуникативной деятельностью учителя-словесника: студенты анализируют особенности речевого поведения, педагогического стиля конкретных учителей, выявляют случаи несоответствия задачам и условиям педагогического общения, оценивают выбор коммуникативных средств с точки зрения целесообразности, эффективности, уместности и т.д. Особое внимание уделяется вопросу корректности речевого поведения учителя, созданию на уроке благоприятной психологической атмосферы.

В рамках настоящего исследования практической реализацией этого направления коррекционно-профилактической работы явились занятия с:

студентами биолого-химического, художественно-графического и факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (2000-2001; МПГУ);

магистрантами кафедры риторики и культуры речи филологического факультета (2001; МПГУ);

учителями начальной и средней школы (2001; УВК 556 г. Москвы);

слушателями "Летней школы риторики" - студентами, учителями средней школы, преподавателями ВУЗов (2001; МПГУ)

Цели этих занятий: общее ознакомление с проблемой вербальной агрессии в школьной (детской) коммуникативной среде; выяснение отношения аудитории к данной проблеме; обоснование необходимости изучения речевой агрессии и разработки методов и приемов ее предотвращения и устранения; ознакомление аудитории с имеющимися у нас практическими материалами и разработками; получение практических оснований для дальнейшего исследования проблемы.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Прочие статьи:

Традиционное обучение
Обучение-целенап-й пед-й процесс организ-ии и стимулир-я активной уч-позн-й деят-ти уч-ся по овладению ЗУНами, развитию творч-х спос-ей, мировозрения и нравс-но-эстетич-х взглядов т буждений. Говоря о сущности знания, нужно иметь ввиду 2 его смысловых оттенка. В одном случае это рез-т научного позн ...

Математическая обработка данных
Для сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп, до и после коррекционного воздействия предполагается использовать U-критерий Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Алгорит ...

Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования
проект учитель школьник исследовательский Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru