Показательно, что беседа (как индивидуальная, так и коллективная) как один из эффективных способов профилактики речевой агрессии учащихся упоминалась в 17% анкет учителей и 17% анкет студентов.
Применительно к проблематике настоящего исследования, в коррекционно-профилактических целях используется два типа бесед:
- воздействующая: цель - помимо разъяснения каких-то явлений, понятий, воздействие на эмоции, чувства;
- убеждающая: цель - "добиться от учащихся каких-либо действий, влияя не только на сознание (информирование), но и на волю (аргументирование) с помощью обсуждения мнений, поступков, то есть речевое воздействие, "управление человеческим поведением посредством речевой информации, побуждение к какой-либо активности".
Беседа может как сочетаться с другими способами речевого воздействия, включать в себя эти способы, например, убеждение, внушение. Такой комплексный подход в решении проблемы вербальной агрессии школьников отмечен в анкетах приблизительно 20% опрошенных нами студентов и учителей.
Подробное теоретическое описание и практическое применение всех названных психолого-педагогических методов и приемов устранения вербальной агрессии из педагогического общения не является целью настоящей работы и выделяется как одно из перспективных направлений исследования данной проблемы. Мы ставили перед собой задачу лишь обозначить основные аспекты данного направления.
Практическая реализация работы по повышению уровня речевой культуры учителя в контексте настоящего исследования (лекции, спецкурсы, семинары)
Успешная реализация рассматриваемого направления коррекционно-профилактической работы невозможна без совместных усилий самого педагога и системы школьного образования, подготовки педагогических кадров для общеобразовательной средней школы: разработки специальных пособий, организации спецкурсов, чтения лекций, проведения семинаров, конференций и т.п.
В настоящее время одним из таких немногочисленных курсов является специальный курс для студентов русского языка и литературы "Живое слово", разработанный на кафедре риторики и культуры речи МПГУ проф. Т.А. Ладыженской.
Целями данного курса являются овладение будущими педагогами устной речью и их подготовка к работе по развитию устной речи учащихся. Наряду с теоретическим изучением особенностей и средств устной речи, в задачи курса входит практическое наблюдение за коммуникативной деятельностью учителя-словесника: студенты анализируют особенности речевого поведения, педагогического стиля конкретных учителей, выявляют случаи несоответствия задачам и условиям педагогического общения, оценивают выбор коммуникативных средств с точки зрения целесообразности, эффективности, уместности и т.д. Особое внимание уделяется вопросу корректности речевого поведения учителя, созданию на уроке благоприятной психологической атмосферы.
В рамках настоящего исследования практической реализацией этого направления коррекционно-профилактической работы явились занятия с:
студентами биолого-химического, художественно-графического и факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (2000-2001; МПГУ);
магистрантами кафедры риторики и культуры речи филологического факультета (2001; МПГУ);
учителями начальной и средней школы (2001; УВК 556 г. Москвы);
слушателями "Летней школы риторики" - студентами, учителями средней школы, преподавателями ВУЗов (2001; МПГУ)
Цели этих занятий: общее ознакомление с проблемой вербальной агрессии в школьной (детской) коммуникативной среде; выяснение отношения аудитории к данной проблеме; обоснование необходимости изучения речевой агрессии и разработки методов и приемов ее предотвращения и устранения; ознакомление аудитории с имеющимися у нас практическими материалами и разработками; получение практических оснований для дальнейшего исследования проблемы.
Прочие статьи:
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...
Методика работы по пропедевтике акустической дисграфии у детей 5-6 лет с
ОНР
Работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций ...
Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального
общения
Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека. Существенной частью морального воспитания яв-ся формирование у уч-ся патриотизма и культуры межнациональных отношений, к-е имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как со ...