Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 12

5. Отрицательное подкрепление в форме открытого словесного порицания - выражение осуждения, негативная оценка вербальной агрессии, адресованная как лично "агрессору", так и всей аудитории, наблюдающей эту ситуацию. Прямое и непосредственное воздействие определяет функцию этого метода - устранение, в первую очередь, открытой, явно выраженной вербальной агрессии.

На первый взгляд, это самый простой способ прекращения речевой агрессии. Однако в реальной речевой практике эффективность этого метода представляется весьма сомнительной, поскольку такое прямое воздействие, чаще всего в форме замечания-порицания (иногда - упрека, запрета, требования, призыва), закономерно может иметь прямо противоположный результат у ребенка - вызвать ответную речевую агрессию.

Пример такой коммуникативной неудачи при использовании этого метода - фрагмент записи XVIII (текст - см. Приложение 1). Недостаточную эффективность данного метода борьбы с речевой агрессией учащихся частично подтверждают и результаты анкетирования: порицание фигурировало только в 9% ответов учителей и 3% - студентов.

С другой стороны, при использовании этого метода в детской аудитории очень важен позитивный момент подражания - обучения с помощью наблюдения. Дети учатся адекватно реагировать на проявления вербальной агрессии в речи сверстников, осознают, что агрессия не является нормой речевого поведения.

Так, достаточно успешным представляется использование этого метода в речевой ситуации XIII из диктофонных записей (текст - см. Приложение 1): в подчеркнуто-корректном замечании "Будьте, любезны, потише, пожалуйста!" создается ложное представление о содержании речевой ситуации (как нарушение тишины на уроке, а не явные оскорбления учащихся в адрес одноклассника), содержатся оттенок заискивания, неуверенность учителя в своих действиях. Целесообразнее было бы обратиться непосредственно к сути проблемы и конкретным учащимся и прямо осудить их речевое поведение, потребовать прекратить оскорбления (разумеется, в вежливой форме!). Например, так: "Коля и Петя, я делаю вам строгое замечание! Пожалуйста, не надо оскорблять Мишу, сейчас и вы пойдете к доске" или "Ребята, пожалуйста, прекратите ругаться! Вы ведете себя очень некрасиво!"

Представляется, что этот метод может ограничить как переходную, так и непереходную речевую агрессию, особенно когда наличие последней очевидно.

6. Убеждение - "разъяснение детям правил дисциплинированного поведения с той целью, чтобы на основании понимания и соответствующих чувств приучить их к соблюдению этих правил". Очевидно, что метод убеждения может применяться как для предотвращения, так и для устранения речевой агрессии на уроке.

При этом можно выделить ряд требований, относящихся как к формальной, так и содержательной стороне убеждающего высказывания, нарушение которых, во-первых, делает убеждение неэффективным; во-вторых, может вызвать у ребенка вспышку раздражения и, как следствие, ответную вербальную агрессию. Так, по нашему мнению, во избежание речевой агрессии учащихся, не следует:

- разъяснять очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека) - лучше корректно напомнить (например: "На эти слова Маша может обидеться.");

- морализировать отвлеченно, убеждать в абстрактном (например, в том, что "надо вести себя хорошо");

- убеждать в недоступном (например, в том, что больше никогда не надо ссориться, или в том, что всегда необходимо подходить мириться первому);

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru