Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 13

- повышать тон (говорить раздраженно или излишне эмоционально, пафосно) - тон должен быть спокойным, ровным, но уверенным;

- разговаривать походя - следует специально выбирать место и планировать время для убеждения (лучше сразу же после проявления вербальной агрессии или наедине с ребенком - в индивидуальной беседе).

В качестве возможных приемов убеждения, позволяющих устранить или предотвратить вербальную агрессию ребенка, можно назвать следующие:

- начинать с описания достоинств ребенка (его положительных качеств, достижений) с целью настроить на позитивный речевой контакт, снизить возможность проявления ответной вербальной агрессии, снять эмоциональное напряжение;

- использовать прием смены ролей - словесное моделирование ситуации, где "агрессор" оказывается на месте "жертвы", например, с помощью вопроса ("А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?" и т.п.); побуждения ("Представь, что ты оказался на месте Саши ." и т.п.); призыва ("Подумай, как бы ты поступил на месте Саши." и т.п.) и пр. Цель - добиться осознания неправильности собственного речевого поведения через эмпатию - сопереживания чувствам адресата;

- использовать аргумент в форме сравнения. При этом, как справедливо замечает А.А. Мурашов, "необходима модель, делающая сравнение зримым и не содержащая непосредственной эмоциональной оценки", например: "ученик, увлеченный автоделом, только пришел в себя после бурного и резкого монолога. Учитель, молча выслушавший его, произносит: "Представь себе, что на соревнованиях ты садишься в машину, а тормозов у нее нет. Захочешь ты иметь с ней дело?" - "Что за вопрос!" - "Вот ты сейчас ее напоминал. И, знаешь, с тобой как-то не хотелось иметь дела.".

Очевидными достоинствами такого аргумента является, во-первых, то, что он подводит ученика к объективной оценке собственного поведения; во-вторых, переключает его внимание и, следовательно, тормозит вербальную агрессию.

7. Внушение - "убеждение, принимающее характер косвенного воздействия" - во многих ситуациях педагогического общения представляется более действенным способом купирования агрессивного речевого поведения. Основанием для этого является то, что такое воздействие более опосредованно и, следовательно, реже способно вызвать ответную речевую агрессию.

Внушение может воплощаться в различных формах:

- совет ("На твоем месте было бы лучше поступить так…");

- выражение мнения, отношения к проступку ("Я бы сделала не так, а так…");

- указание на положительные результаты выполнения требования и отрицательные последствия его невыполнения ("Если будешь обзываться, никто не станет с тобой дружить") и пр.

Представляется, что в целом внушение - более слабый, мягкий, но при этом более корректный способ речевого воздействия на адресата, проявляющего вербальную агрессию. Очевидно, что установление связи этих особенностей убеждения с эффективностью его использования для контроля над речевой агрессией школьников должно стать предметом самостоятельного исследования.

8. Беседа - "устная диалогическая форма педагогического общения" - в качестве одной из форм убеждения (его развернутый вариант) может рассматриваться как комплексный метод предупреждения речевой агрессии школьников. Преимуществом данного метода является возможность обратить внимание на самые различные виды и формы проявления вербальной агрессии.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Прочие статьи:

Дидактические игры
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования
б) наличие только нулевой связки — недостаточное условие для постановки тире: при выражении именной части прилагательным или причастием тире не ставится: Дружба деятельна. (А. Герцен); в) при наличии нулевой связки и выражении именной части существительным или количественным числительным в именител ...

Определение понятий одаренность, одаренный ребенок
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru