Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 11

- в адрес ученика (например: "Странно, ведь Дима Метов - очень аккуратный, он не мог сам потерять тетрадь! Наверное, это я сама оставила ее где-то в классе. Дима, останься, пожалуйста, после урока, и мы вместе ее поищем")

- в адрес всего класса (например: "Вы меня очень расстроили своими работами! Вы у меня лучший класс, в другой раз обязательно постарайтесь", - апелляция к амбициям в сильном классе; "Я очень расстроена, ведь я вас всех очень люблю, всегда за вас переживаю" - апелляция к чувствам в более слабом классе).

4. "Тактическое сомнение" (метод "подзадоривания") можно рассматривать как частную разновидность предыдущего метода. А.П. Ларин рассматривает возможность использования этого метода применительно к детскому упрямству, однако, по нашему мнению, его можно использовать и в целях преодоления речевой агрессии школьников.

В этом отношении "тактическое сомнение" можно рассматривать как средство целенаправленного речевого воздействия на адресата путем словесного "вызова" или "провокации" - задеть самолюбие, бросить вызов, выразить притворное недоверие, например, так: "Я думала, ты добрый мальчик, наверное, ошиблась ."; "Ну-ка, кто самый смелый, кто первым подойдет мириться?"; "Неужели ты не можешь обойтись без грубых слов?"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т.п.

Механизм воздействия здесь в целом сходен с методом проецирования: актуализация в сознании ребенка позитивной модели речевого поведения с помощью словесных стимулов. При этом степень эффективности речевого воздействия зависит от быстроты реакции на агрессивное высказывание, скорости “включения” в речевую ситуацию и знания психологических особенностей адресата и его ценностных предпочтений.

Очевидно, что данный метод позволяет устранить уже возникшую вербальную агрессию, поскольку сомнение и подзадоривание являются формами реагирования, ответными вербальными реакциями, то есть их использование предполагает обязательное наличие пресуппозиции - предшествующего речевого события. Кроме того, с помощью метода подзадоривания реально пресекать открытую вербальную агрессию, так как предшествующее тактическому сомнению высказывание сначала должно быть классифицировано как агрессивное, а сделать это сразу возможно только в случае явно выраженной речевой агрессии.

Примером использования этого метода в ситуации проявления межличностной речевой агрессии могут служить следующие возможные высказывания учителя в ответ на враждебное замечание ученика в ситуации VI из диктофонных записей: "Может быть, тебе лучше пересесть на последнюю парту, чтобы никто не мешал спокойно заниматься?"; "Неужели тебе, взрослому парню, приятно слушать замечания в свой адрес?" и т.п.

Пример реализации метода подзадоривания в случае групповой вербальной агрессии можно привести, рассматривая ситуацию XV из диктофонных записей: словесной реакцией учителя на насмешки класса в адрес не сделавшей задание девочки может быть высказывание типа "Не знала, что в 5 "Б" классе столько ябед!"; "А я-то думала, вы - дружный класс!" (сомнение в моральной устойчивости адресата, при этом "ябеда" - очень сильное негативное определение для учащихся этого возраста); "А вы сами-то хорошо выполнили задание? Давайте проверим его все вместе." (сомнение в знаниях адресата; сочетание сомнения с методом переключения внимания).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Прочие статьи:

Пути активизации познавательной активности дошкольников
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют: - общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Се ...

Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является ...

Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования
проект учитель школьник исследовательский Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru