Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 11

Разнообразие и варьирование форм речевой агрессии школьников также можно было наблюдать при анализе их сочинений. Так, дифференциация объекта наказания отличается значительной долей жестокости и цинизма: "Если моего возраста - применю силу; старше - позову друзей" (индивидуальная - коллективная физическая агрессия); "Если этот человек мне не нравится, я отвечу хуже, чем если это мой друг" (смягченное - тяжелое оскорбление) и пр. (из работ шестиклассников). www.ektu.kz

Представления учащихся 8-х классов об объекте наказания отличались еще большей дифференциальностью и включали следующие критерии, от которых зависит выбор наказания:

- знакомый (друг) - незнакомый (чужой) ("незнакомого, чужого человека я не могу наказать, так как не знаю, как он на это отреагирует ." / "друзьям можно высказать, что ты думаешь по этому поводу"; "если это говорит, делает парень или девчонка, которых я плохо знаю ., я ничего не скажу, а промолчу…" и т. п.);

- родной - неродной ("я могу наказать своего брата, но не имею права наказать своего друга"; "я имею право наказать человека, не близкого мне .к близким людям я должен относиться с любовью");

- сильный- равный силами - слабый ("имею силовую возможность или могу выразить в плохих словах" / "если он круче меня, я могу позвать кого-нибудь покруче него"; "я могу дать сдачу…человеку равными силами со мной" и пр.);

- взрослый - ребенок ("маленькому ребенку можно сказать, что это нехорошо" / "взрослому человеку вообще нельзя делать замечания"; "если это взрослый человек, то я не могу его наказать за его неправильные действия, но если же это человек, сходный со мной по возрасту, то у меня появляется возможность наказать его за неправильные поступки" и пр.);

- старший - младший ("могу наказать младшего или ровесника, потому что я знаю, что я права и могу их поправить" / "не могу наказать старшего, т.к. он знает гораздо больше, чем я .и уверен в своем ответе" и т.п.).

Визуальное наблюдение также позволило установить гендерные различия в проявлениях агрессии изучаемой группы испытуемых. Так, вербальная агрессия преобладает у девочек, физическая - у мальчиков. Однако уже в 6-ом классе (по сравнению с 5-м) у мальчиков наблюдается осознание запрета на применение физической силы и - как результат - процесс замещения физической агрессии вербальными формами (иронические замечания, оскорбления, насмешки, угрозы). Таким образом, у мальчиков - учащихся 6-го класса вербальная агрессия постепенно становится доминирующей и проявляется чаще, чем у девочек того же возраста. В 8-ом классе физические агрессивные действия осознаются как более социально порицаемые и сублимируются в речевую агрессию у большинства учащихся.

Были также выявлены основные черты поведения и характера школьников, склонных к речевой агрессии: неуравновешенность; резкая смена настроения (от чрезмерной речевой активности до угрюмого молчания); высокая степень тревожности, которая выражается в повышенной физической активности во время урока и неожиданных резких высказываниях; чувства страха и неуверенности в себе.

Эти данные первичного визуального наблюдения подтверждаются данными методики РНЖ, которая позволила установить прямую связь между склонностью детей к вербальной агрессии и такими свойствами личности как:

- эгоцентризм, прямота, бескомпромиссность как реакции на глубинное чувство незащищенности (положение головы животного "анфас" на рисунке) - 64% в 6-х кл. и 58,5% в 5-х кл.;

- повышенная возбудимость, плохая контролируемость аффективных проявлений (резкие, прерывистые линии) - 11% в 6-х кл. 10% в 5-х кл.;

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Прочие статьи:

Характеристика этапов постановки решения учебной задачи
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Логическую характеристику этих действий дает В.В. Давыдов: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенно ...

В.А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя
В 50–60-е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребён ...

Создание положительного эмоционального фона на уроке
физический культура урок удовлетворенность Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru