Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 10

- графические особенности изображения: сильная, уверенная линия рисунка (21% и 20%); неаккуратность рисунка (25, 5% и 12,5%);

- агрессивные названия (например, "моньяконасильная белка убийца"; "панцирное чудовище змеиный укус"; "злаухое образино"; "змеидраконовая черепаха"; "пчелиный паук" с добавлением "укус смертелен" и др. - сохранена орфография оригиналов).

Результаты ассоциативного эксперимента также полностью подтверждает данные о более высоком уровне агрессивности старшей возрастной группы испытуемых школьников. Так, сравнительный анализ ассоциаций, связанных с субъектом агрессии, на слово "разъяренный" показывает, что ассоциации восьмиклассников, характеризующие состояние субъекта, более многочисленны по сравнению с аналогичными ассоциациями пятиклассников (47% и 25% соответственно) и более агрессивны по словесному воплощению (ср. "грозный", "сердитый" и "месть", "готов растерзать, убить", "дым и огонь у носа").

Таким образом, общий уровень речевой агрессии изучаемого контингента испытуемых можно определить как стабильно высокий с заметной тенденцией к повышению. При этом речевая агрессия старшей возрастной группы испытуемых является более ярко выраженной по "шкале интенсивности" (от замечаний, протестов, насмешек до прямых угроз, оскорблений, ругани) и приобретает более сложные, часто - изощренные и скрытые формы (намеки, иронические замечания, скрытые требования).

Опрос школьников по опроснику Басса-Дарки позволил получить более конкретную и точную информацию, подтверждающую данное положение. Так, учащиеся шестых классов гораздо чаще прибегают к угрозам, словесному запугиванию "жертвы" (66% против 26% в 5-х кл.), употреблению бранной лексики (10% против 5,5%). Они значительно чаще признаются в стремлении к доминированию в общении ("постановке на место" собеседника) (70% против 48%); реже уклоняются от спора (50% против 59%).

Семи-восьмиклассники, по сравнению с учащимися 5-6-х классов гораздо чаще склонны к открытой, прямой речевой агрессии, что проявляется в:

- значительно более частом выражении несогласия с позицией собеседника (62,5% в 7-х кл. и 87% в 8-х кл. по сравнению с 37% в 5-х кл. и 32% в 6-х кл.);

- повышенной готовности к открытому выражению раздражения (31% и 38% в 5-х и 6-х классах и соответственно 67% и 65% в 7-х и 8-х кл.);

- гораздо меньшей склонности скрывать негативное отношение к людям (в 5-х и 6-х кл. его не скрывают всего 11% и 10% учащихся, тогда как в 7-х и 8-х кл. - уже 71% и 80,5% соответственно);

- повышенной склонности к выражению неодобрения (69% и 56,5% в 7-х и 8-х кл. по сравнению с 41% и 26% в 5-х и 6-х кл.);

- дальнейшем усилении тенденции к доминированию в общении, "умения поставить человека на место" (69% и 76% школьников соответственно).

Кривая роста склонности учащихся к вербальной агрессии, полученная с помощью метода опроса представлена в Приложении 4.

Примечательно, что школьники, склонные к угрозам, которые потом не приводятся в исполнение, зачастую в целом демонстрируют достаточно низкий уровень речевой агрессии, что дает возможность предположить, что угроза часто не является воплощением наступательной тактики общения, а выступает как защитная поведенческая реакция на предшествующее проявление вербальной агрессии. Данное предположение частично подтверждается тем, что такие учащиеся отмечают в своем поведении крайнюю степень проявления речевой агрессии ("крик") только как ответную реакцию на агрессию партнера.

Это положение подтверждается и результатами визуального наблюдения с вербальной регистрацией, в процессе которого были отмечены усложнение форм и видов вербальной агрессии; разнообразие агрессивных коммуникативных тактик; увеличение степени осознанности и, следовательно, учащение случаев преднамеренной, целенаправленной, инициативной речевой агрессии.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Прочие статьи:

Цели и задачи внеучебной работы со студентами
Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые инженерно-технические и другие решения Формирование у студентов нравственных, духовных и культур ...

Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления. Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличи ...

Сказочные задачи
Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое соеди ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru