Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 13

Кроме того, по данным проведенного опроса, интересен факт, что очень низкий процент респондентов признается в использовании бранных слов - всего 10% в 6-х кл. и 5,5% в 5-х кл. (это подтверждает и анализ сочинений - в употреблении бранной лексики признались только около 19% учащихся). Также сравнительно мало испытуемых склонны открыто высказывать негативное отношение к партнеру по общению (соответственно - 10% и 11%). На основании этих косвенных данных можно предположить, что с возрастом наблюдается очень постепенная, но достаточно заметная тенденция к социализации вербальной агрессии, осознание ее как негативного, порицаемого явления.

Констатирующий эксперимент (прежде всего - расшифровка диктофонных записей и визуальное наблюдение) позволил установить также формальные особенности внешнего оформления и голосовых характеристик агрессивных высказываний учащихся:

- повышенный тон, вплоть до верхнего показателя по шкале интенсивности ("крик") в ходе решения межличностных и коллективных конфликтов (по данным опроса - 54% пятиклассников и 46% шестиклассников).

- изменения темпа речи (убыстрение или замедление, неприсущие данному школьнику в других речевых ситуациях);

- нарушение дикции (как результат резкого изменения эмоционального состояния).

Анализ сочинений учащихся и данных ассоциативного эксперимента позволил установить, как сами учащиеся понимают сущность явления вербальной агрессии и осознают ее последствия, и оценить готовность школьников к коррекционно-профилактической работе.

Так, анализ сочинений всех возрастных групп учащихся, охваченных констатирующим экспериментом, позволяет определенно утверждать, что различные формы вербальной агрессии (враждебные замечания, оскорбления, угрозы и пр.) рассматриваются испытуемыми как значительно более мягкие, нежели проявления физической агрессии (толкнуть, ударить). Например, анализ указанных в сочинениях учащихся причин наказания показал, что речевая агрессия как причина наказания упоминалась только в 27% сочинений шестиклассников, что подтверждает достаточно лояльно отношение к ней изучаемой группы испытуемых.

Конкретными проявлениями вербальной агрессии, заслуживающими, по мнению учащихся 6-х классов, наказания, являются главным образом оскорбления и враждебные замечания ("если человек начнет на меня кричать"; "если он меня оскорбит"; "если он сказал на меня плохое слово"; "если меня обзывают"; "мне грубят, оскорбляют"; "человек хамит мне каждый день" и т.п.).

Кроме того, анализ конкретных поступков, достойных наказания, по мнению этой возрастной группы, подтвердил, что словесное действие (чаще всего оскорбление и враждебное замечание) оценивается шестиклассниками гораздо лояльнее и порицается значительно в меньшей степени, нежели физическое. Например, ребенок пишет о том, что если ему намеренно наступят на ногу, он ответит тем же, при этом, если его оскорбят, он "не будет обращать внимания".

Что же касается учащихся 8-х классов, то 60% этой возрастной группы испытуемых либо не указывают в своих работах конкретных достойных наказания действий, либо удовлетворяются предложенной в теме абстрактной формулировкой ("неправильные поступки", "плохие слова"), либо ограничиваются собственными не менее абстрактными обозначениями ("если человек своими действиями перешел все возможные рубежи"; "что-то не правильно сделает или скажет не то слово"; "если он совершает противозаконные действия против меня" и т.п.).

Таким образом, анализ сочинений показывает, что учащиеся обеих возрастных групп, демонстрируя достаточно высокий уровень готовности к вербальной агрессии и обширный арсенал ее самых разнообразных форм, в целом не оценивают свое речевое поведение как агрессивное и не осознают собственную агрессию как таковую.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Прочие статьи:

Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по предмету "Человек и мир"
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят сво ...

Организация и методика выполнения проектов в образовательном процессе начальной школы
В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных фор ...

Обучение школьников методам страховки
Под страховкой следует понимать готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнений в случае неудачного выполнения. Страховка имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском. Варианты страховки используются в зависимости от ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru