Кроме того, по данным проведенного опроса, интересен факт, что очень низкий процент респондентов признается в использовании бранных слов - всего 10% в 6-х кл. и 5,5% в 5-х кл. (это подтверждает и анализ сочинений - в употреблении бранной лексики признались только около 19% учащихся). Также сравнительно мало испытуемых склонны открыто высказывать негативное отношение к партнеру по общению (соответственно - 10% и 11%). На основании этих косвенных данных можно предположить, что с возрастом наблюдается очень постепенная, но достаточно заметная тенденция к социализации вербальной агрессии, осознание ее как негативного, порицаемого явления.
Констатирующий эксперимент (прежде всего - расшифровка диктофонных записей и визуальное наблюдение) позволил установить также формальные особенности внешнего оформления и голосовых характеристик агрессивных высказываний учащихся:
- повышенный тон, вплоть до верхнего показателя по шкале интенсивности ("крик") в ходе решения межличностных и коллективных конфликтов (по данным опроса - 54% пятиклассников и 46% шестиклассников).
- изменения темпа речи (убыстрение или замедление, неприсущие данному школьнику в других речевых ситуациях);
- нарушение дикции (как результат резкого изменения эмоционального состояния).
Анализ сочинений учащихся и данных ассоциативного эксперимента позволил установить, как сами учащиеся понимают сущность явления вербальной агрессии и осознают ее последствия, и оценить готовность школьников к коррекционно-профилактической работе.
Так, анализ сочинений всех возрастных групп учащихся, охваченных констатирующим экспериментом, позволяет определенно утверждать, что различные формы вербальной агрессии (враждебные замечания, оскорбления, угрозы и пр.) рассматриваются испытуемыми как значительно более мягкие, нежели проявления физической агрессии (толкнуть, ударить). Например, анализ указанных в сочинениях учащихся причин наказания показал, что речевая агрессия как причина наказания упоминалась только в 27% сочинений шестиклассников, что подтверждает достаточно лояльно отношение к ней изучаемой группы испытуемых.
Конкретными проявлениями вербальной агрессии, заслуживающими, по мнению учащихся 6-х классов, наказания, являются главным образом оскорбления и враждебные замечания ("если человек начнет на меня кричать"; "если он меня оскорбит"; "если он сказал на меня плохое слово"; "если меня обзывают"; "мне грубят, оскорбляют"; "человек хамит мне каждый день" и т.п.).
Кроме того, анализ конкретных поступков, достойных наказания, по мнению этой возрастной группы, подтвердил, что словесное действие (чаще всего оскорбление и враждебное замечание) оценивается шестиклассниками гораздо лояльнее и порицается значительно в меньшей степени, нежели физическое. Например, ребенок пишет о том, что если ему намеренно наступят на ногу, он ответит тем же, при этом, если его оскорбят, он "не будет обращать внимания".
Что же касается учащихся 8-х классов, то 60% этой возрастной группы испытуемых либо не указывают в своих работах конкретных достойных наказания действий, либо удовлетворяются предложенной в теме абстрактной формулировкой ("неправильные поступки", "плохие слова"), либо ограничиваются собственными не менее абстрактными обозначениями ("если человек своими действиями перешел все возможные рубежи"; "что-то не правильно сделает или скажет не то слово"; "если он совершает противозаконные действия против меня" и т.п.).
Таким образом, анализ сочинений показывает, что учащиеся обеих возрастных групп, демонстрируя достаточно высокий уровень готовности к вербальной агрессии и обширный арсенал ее самых разнообразных форм, в целом не оценивают свое речевое поведение как агрессивное и не осознают собственную агрессию как таковую.
Прочие статьи:
Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей
с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и словоизменения в частности важны приемы, стимули ...
История возникновения и
развития аппликации как художественного творчества
Аппликация - это вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу-фон. При этом материалом-основой, как правило, служит дерево, плотная бумага или картон. История аппликации берет свое начало в 18 - начале 19 веков. В это время ...
Анализ
результатов анкетирования
Как показало анкетирование, большинство родителей проводят с больными детьми все свое свободное время (75% родителей). 16,6% родителей хотели бы проводить с ребенком больше времени, но не имеют такой возможности. 8,3% родителей (1 чел) доверяет воспитание ребенка няне, т.к. не может проводить с ним ...