Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Описание и оценка эффективности методов диагностики вербальной агрессии школьников

Страница 12

- "самораспространение" с утеснением окружающих (крылья, щупальца, дополнительные ноги) - 45% в 6-х кл. и 52,5% в 5-х кл.

Ассоциативный эксперимент позволил также получить данные о том, как сами школьники представляют и описывают состояние агрессии. Так на слово "разозлиться" наиболее значительная в количественном отношении ТГ в обеих возрастных группах - слова-синонимы или обозначения сходных и сопутствующих состояний. Понятие "разозлиться" в целом представляется учащимися 5-х классов как импульсивное, спонтанное и плохо контролируемое состояние, возникающее не постепенно и последовательно, по принципу "приращения", накопления отрицательных эмоций, а внезапно и резко, что логически позволяет предположить реальную возможность агрессии как следствия подобного состояния. Это положение подтверждается такими ассоциациями пятиклассников, как "вскипеть", "вспылить", "гнев", и, особенно, ассоциативными метафорическими определениями "вихрь" и "огонь".

Ассоциации восьмиклассников на слово "разозлиться", представленные в той же ТГ, носят еще более агрессивный характер ("злой, как собака", "озвереть", "разъяриться", "прийти в бешенство"). Были также отмечены ассоциации, связанные непосредственно с речевой агрессией ("ругаться", "кричать", "материться").

Интересно при этом, что повышенная речевая активность не всегда может служить показателем склонности ребенка к вербальной агрессии. Так, по данным проведения методики РНЖ, повышенная речевая активность - "болтливость" (изображение приоткрытого рта с языком) отмечена лишь у 15% учащихся 6-х кл. и только у 2% учащихся 5-х кл., что, очевидно, свидетельствует об отсутствии прямой связи между данными явлениями.

Повторное применение методики также подтвердило отсутствие прямой взаимосвязи между повышенной речевой активностью и вербальной агрессией. Так, изображение приоткрытого рта с языком отмечалось только на трех (6,5%) рисунках восьмиклассников (см. Приложение 5, С. 254), в то время как склонность к речевой агрессии, как уже было установлено, имеет место у 41% учащихся данной параллели. Это положение в целом подтверждается и результатами визуального наблюдения за речевым поведением изучаемой группы учащихся.

Констатирующий эксперимент позволил выявить и основные лексические особенности речи учащихся, проявляющих вербальную агрессию. Так, уже первичное визуальное наблюдение показало, что речь учащихся всех наблюдавшихся возрастных групп в целом отмечена

- частым употреблением бранной лексики (случаями инвективного словоупотребления);

- использованием оценочных слов с отрицательной семантикой, в том числе - жаргонного и арготического происхождения (типа "офигел", "канай", "крезануться", "голимый" и т.п.);

- неоправданно частым употреблением в речи глаголов в повелительном наклонении (в грубых требованиях, отказах, угрозах);

- недостаточностью (а чаще полным отсутствием) использования этикетных средств при межличностном (внутриколлективном) общении.

Как показал опрос по опроснику Басса-Дарки, наиболее яркой тенденцией в речи семи-восьмиклассников по сравнению с пяти- шестиклассниками является значительно более частое признание первых в употреблении инвективы (в опроснике - "сильных выражений") - 54% и 56% по сравнению с 9% и 16%.

При этом показательно, что употребление инвективы учащимися 7-8-х классов значительно чаще, чем учащимися 5-6-х классов, носит агрессивный, а не игровой характер. Так, 71% семиклассников и 78% восьмиклассников, по сравнению с 44% пятиклассников и 41% шестиклассников, признали, что "ругаются только со злости".

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Прочие статьи:

Содержательный смысл математического уравнения
Вникая в смысл слова «уравнение» мы понимаем, что оно выражает процесс уравнивания. Что именно уравнивается и зачем? По-видимому, уравнивать можно что-то с чем-то и именно об этом говорит тот факт, что уравнение выражается равенством двух частей. Но в чем состоит смысл уравнивания? Ведь это значит, ...

Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...

Экспериментальное исследование процесса влияния дидактической игры на самостоятельную познавательную деятельность детей
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru