Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 10

Однако этот метод не подходит для устранения скрытой речевой агрессии, поскольку, как и в предыдущем случае, он предполагает использование жанров, функционирующих в открытой речевой деятельности (предложение, просьба). Другое дело, если попробовать использовать данный метод в целях отвлечь внимание учащихся от действий самого "скрытого" агрессора.

Последний подход мог бы явиться, по нашему мнению, эффективным способом решения проблемы речевой агрессии в ситуации из диктофонных записей IX (текст - см. Приложение 1): вместо фиксации на агрессивных высказываниях ученицы ("Разговоры все прекратили!"; "Ты находишься на уроке!"; "Болтать перестань .и хамить тоже перестань"), более целесообразным представляется попытка речевого взаимодействия с классом, но не в традиционной форме публичного порицания "Посмотрите, как плохо ведет себя Катя!"), которая может только усилить речевую агрессию девочки и вовлечь в конфликт других учащихся, а в форме интересного предложения, вопроса, просьбы. Например, "Давайте вместе подумаем над Катиным заданием" ("…придумаем интересное задание для Кати"); "Кто хочет получить дополнительную оценку, может взять Катино задание"; "Помогите, пожалуйста, Кате справиться с заданием!" и т.п.

В целях наиболее эффективного использования этого способа устранения речевой агрессии школьников учителю следует заранее приготовить резервный учебный материал. Основными требованиями к такому материалу будут, на наш взгляд, разнообразие способов и форм подачи материала; его оригинальность, неожиданность, нетрадиционность и отсутствие возможности возникновения конфликтной ситуации при работе с таким материалом.

В зависимости от учебных задач данного урока, подготовленности класса, возможностей учителя это могут быть спокойная игра (например, решение кроссворда по русскому языку), использование раздаточных материалов (например, индивидуальная работа по карточкам) и средств наглядности (например, просмотр учебного диафильма) и пр.

Достаточно высокую эффективность использования данного метода контроля над речевой агрессией учащихся опосредованно подтверждает его упоминание в анкетах 28% опрошенных нами учителей и 24% студентов.

3. Метод проецирования личностных качеств и поведенческих реакций, необходимых для устранения речевой агрессии, предполагает, что педагог изначально видит положительные качества ученика (его доброту, отзывчивость, скромность и т.п.) и в ситуации вербальной агрессии "проецирует", актуализирует эти качества с помощью различных по содержанию высказываний, которые подчеркивают неожиданность и случайность проступка и пр. Это могут быть:

- напоминание ("Ты же умный, рассудительный мальчик!");

- выражение удивления ("Неужели ты мог сказать такое?!");

- выражение разочарования ("А я-то думала, ты поступишь по-другому .") и т.п.

Представляется, что данный метод помогает устранить как уже возникшие, так и потенциальные проявления речевой агрессии школьников, причем как открытой, так и скрытой (попыток словесного манипулирования).

Для иллюстрации возможности применения данного метода можно взять ситуацию III из диктофонных записей: вместо отвлеченного морализаторства в избитой форме ("Повторение - мать учения"), порицания и насмешки в адрес потерявшего тетрадь ученика, спровоцировавших вспышку речевой агрессии всего класса ("Кол-кол…"; "Ха-ха-ха!"; "Он может" и т.п.), учитель мог бы использовать высказывания:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Прочие статьи:

Обучение умению оказать доврачебную помощь при травмах
здоровье физический нагрузка страховка травма Способы оказания: При ушибах конечностей наложить давящую повязку и холод на место ушиба При ушибе головы, грудной клетки придать пострадавшему полуседячее положение, приложить холод,на грудь наложить тугую повязку. При ушибе живота придать горизонтальн ...

Из истории изучения норм литературного языка в отечественной лингвистике
Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преп ...

Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности
Организация экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Опыт всегда дол ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru