3. Вежливый отказ противостоит грубому отказу на основании следующих признаков: использование этикетных средств и "сопутствующих" речевых жанров - извинения, объяснения; интонация (мягкая, спокойная); наличие косвенной формы выражения (скрытой, непрямой).
4. Комплимент как речевой жанр можно отнести к "другому полюсу пространства бытового общения" по отношению к колкости. Оба этих жанра предполагают достаточно высокий уровень речевой подготовки говорящего и наличие подтекста, иногда - намека. Однако в отличие от колкости, комплимент продиктован желанием сделать приятное собеседнику и требует "любовного внимания к адресату".
5. Извинение с точки зрения целенаправленности (выразить сожаление и тем самым восстановить дружеские связи с адресатом) можно рассматривать как оппозицию целому ряду жанров, связанных с осознанной вербальной агрессией, - намеренному прямому оскорблению, насмешке, враждебному замечанию, грубому отказу и др. Извинение в речевой ситуации, отмеченной использованием названных жанров, "изменяет знак" этой ситуации (с отрицательного на положительный), общую направленность, установку общения (разобщение, деструкция / объединение, гармония).
6. Спор - как речевой жанр он может быть противопоставлен ссоре. Функциональные различия этих жанров, сформулированные А. Вежбицкой (7, С.106), позволяют рассматривать спор как столкновение мнений, разногласия по какому-то вопросу, словесную борьбу (агональный спор) или совместный поиск истины (диалектический спор); ссору - как словесную перебранку, препирательство. Спор, в отличие от ссоры, имеет своей целью не отрицательное речевое воздействие на адресата (унижение, принуждение), а свободный обмен мнениями, примирение позиций.
Очевидно, что овладение всеми названными жанрами в процессе профессиональной подготовке учителей средней общеобразовательной школы и грамотное использование их в педагогическом общении, является важным условием осуществления коррекционно-профилактической работы.
Частные психолого-педагогические приемы контроля над речевой агрессией в процессе педагогического общения
Как показывает повседневная школьная практика (в частности пятилетний опыт работы в средней школе автора настоящего исследования), одного знания и использования правил речевого этикета и приемов учебного диалога не достаточно для устранения вербальной агрессии из педагогического общения и внутриколлективного общения школьников. Кроме того, эти способы ориентированы скорее на предупреждение возможных проявлений вербальной агрессии, нежели на ее непосредственное устранение в конкретных речевых ситуациях.
Следует отметить, что проблема разработки системы специальных (не этикетных) приемов и средств предотвращения и устранения вербальной агрессии является практически не изученной, причем как в отечественной, так и в зарубежной науке, и потому должна составлять предмет отдельного серьезного исследования.
Однако мы попытались наметить некоторые возможные аспекты обозначенного направления. При этом мы опирались на теоретические разработки бихевиорального подхода к изучению агрессии (как операционального - позволяющего выработать методы формирования необходимого поведения), а практически - на данные констатирующего эксперимента, результаты анкетирования студентов и учителей, а также на имеющиеся отдельные и немногочисленные научные разработки по данной проблематике.
Итак, в качестве дополнительных, вспомогательных приемов устранения или предотвращения агрессии в речи школьников, наряду с приемами учебного диалога, оценочными и этикетными средствами гармонизации педагогического общения, можно выделить следующие:
Прочие статьи:
Особенности коррекционной работы по развитию умения
употреблять сложные предложения при ОНР
С методической стороны те или иные нарушения влияют на ход формирования практических умений в употреблении сложных синтаксических конструкций; это связано в большей мере с особенностями восприятия и произносительными навыками (сравните – слабослышащего школьника и учащихся с общим недоразвитием реч ...
Дизайн-проект интерьера игровой комнаты
Итак, мы сформулировали для себя задачу – разработать интерактивный, функциональный, удобный и практичный интерьер детской игровой комнаты младшей группы в ДОУ, который обладал бы эстетической привлекательностью, легко видоизменялся, отвечал санитарно-гигиеническим нормам, принятым в отношении дете ...
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...